Еще в 1915 году, продолжает Эйзенштейн, он обратил внимание на описание проекта театрального здания, принадлежащего Иосифу Фуртенбаху (1591-1667). Это восьмиугольный зал, к четырем сторонам которого примыкают самостоятельные сцены. Театральное действие могло идти по очереди на любой из них или сразу на всех. Но можно было эти сцены отдать зрителям, а в зале разыгрывать турниры, балеты и т. п.
Этот принцип, по словам Эйзенштейна, сказывался в пространственном решении почти всех его спектаклей, осуществленных до фильма «Стачка». В 1920 году он совместно с В. С. Смышляевым (1891-1936) поставил в Первом Рабочем театре Пролеткульта «Мексиканца» Джека Лондона. В центр зрительного зала был вынесен боксерский ринг, где шло основное действие, а на сцене, смыкаясь с линией лож и ярусов, были уступами выстроены места для актеров, игравших зрителей.
В другом (неосуществленном) проекте постановки Эйзенштейн исходил из «динамики быстрой смены мест действия и возможностей его пространственных перебросок.
Двенадцать театральных помостов со сменяющимися декорациями должны были окружать зрителя.
Действие должно было перелетать со сцены на сцену, проводиться одновременно на нескольких из них сразу или на всех вместе взятых и, кроме того… над головами зрителей: на висячих мостах и канатах, куда выносились бы особенно драматические ситуации. Места для зрителей должны были вращаться, хотя имелся и проект… вращающегося зрительного зала, который мог бы всех зрителей разом оборачивать в нужную сторону».
Подобные опыты проводил в 1931-1936 годах и Охлопков в Реалистическом театре.