В. Н. Малинин считал самыми ранними из сочинений о «Третьем Риме» две редакции Послания Филофея великому князю Василию Ивановичу (вторая, впрочем, имени адресата не имеет), видя в них два отдельных Послания самого Филофея Василию III, очень близких по времени, и относил их к 1510 или самому началу 1511 г. [Малинин 1901, с. 369-374, Приложения, № IX, с. 49-56].
Основанием датировки служило высказанное в более ранней публикации Послания [ПС, 1863, кн. 3, с. 337-348] мнение о том, что оно написано во время «вдовства» Новгородской архиепископии (1509-1526), поскольку в нем содержался призыв к великому князю: «да исполниши святыя' соборныя Церкви епископы, да не вдовъствует святая Божия Церкви при твоем царствии».
В. Н. Малинин пытался уточнить дату на основе цепи предположений и допущений, которая оказывается слабой в центральном звене. Он привлек другое сочинение, имеющее биографическую приписку, соотнесенную с Филофеем. В рукописях XVII в. РГБ, Бел. 55 (лл. 521 об.-532) и XVIII в. РГБ, Унд. 1046 (лл. 4 об.- 9), ГИМ, Увар. 346 (лл. 298-302) оно имеет заголовок «Послание старца Филофеа во Псков просившим у него слова на утешение нЪкоимъ боголюбцем, понеже в то время скорбь от государя и от властей градцких насилие бысть». В приписке, непосредственно относящейся к Посланию (она составляет одну с Посланием главу), сообщается, что «сей преподобный старец» (без имени) по просьбе псковичей дерзновенно обращался к «государю», «великому князю» (тоже без имени) с «молением о людях», а также обличал «боляр и наместников псковских» за их «неправду и насилование» [Малинин 1901, Приложения, № II-III, с. 7-25]. Первое предположение В. Н. Малинина состояло в том, что в приписке имеются в виду события, связанные с присоединением Пскова в 1510 г., а второе - в отождествлении упомянутого в приписке «моления» с анализируемым Посланием великому князю Василию Ивановичу («о крестном знамении»), поскольку в нем «обращает на себя внимание присутствие печаловнического элемента», а другие Послания Филофея Василию III с печалованием неизвестны [Малинин 1901, с. 369 - 374]. Дата Послания, следовательно, - 1510-1511 гг.
В. Н. Малинин пытался уточнить дату на основе цепи предположений и допущений, которая оказывается слабой в центральном звене. Он привлек другое сочинение, имеющее биографическую приписку, соотнесенную с Филофеем. В рукописях XVII в. РГБ, Бел. 55 (лл. 521 об.-532) и XVIII в. РГБ, Унд. 1046 (лл. 4 об.- 9), ГИМ, Увар. 346 (лл. 298-302) оно имеет заголовок «Послание старца Филофеа во Псков просившим у него слова на утешение нЪкоимъ боголюбцем, понеже в то время скорбь от государя и от властей градцких насилие бысть». В приписке, непосредственно относящейся к Посланию (она составляет одну с Посланием главу), сообщается, что «сей преподобный старец» (без имени) по просьбе псковичей дерзновенно обращался к «государю», «великому князю» (тоже без имени) с «молением о людях», а также обличал «боляр и наместников псковских» за их «неправду и насилование» [Малинин 1901, Приложения, № II-III, с. 7-25]. Первое предположение В. Н. Малинина состояло в том, что в приписке имеются в виду события, связанные с присоединением Пскова в 1510 г., а второе - в отождествлении упомянутого в приписке «моления» с анализируемым Посланием великому князю Василию Ивановичу («о крестном знамении»), поскольку в нем «обращает на себя внимание присутствие печаловнического элемента», а другие Послания Филофея Василию III с печалованием неизвестны [Малинин 1901, с. 369 - 374]. Дата Послания, следовательно, - 1510-1511 гг.